24 сентября в Турочакском Доме творчества и досуга состоялся уникальный для деревни по формату и теме семинар-тренинг "Даешь культуру в массы" для заведующих клубов, художественных руководителей и руководителей творческих коллективов.

Работники сферы культуры ожидали от очередного собрания с начальством чего-то официального и унылого, некоторые были готовы к тому, что их за что-нибудь поругают и даже накажут. Но не тут-то было. Цели у мероприятия, инициированного директором Дома творчества и досуга Евгений Михайловой, были совсем другими.

Проходил семинар в концертном зале ДтД и начался он, с чего бы вы думали? С композиции «Shine On You Crazy Diamond» группы «Pink Floyd». Для тех, кто не понял, к чему это было, Евгения Геннадьевна озвучила перевод части песни:
Слишком быстро ты дотянулся
до тайны,
Ты желал невозможного.
Сияй, безумный бриллиант!
Запуганный ночными тенями,
И выставленный на яркий свет.
Ты сиял, как безумный бриллиант!
Ты был несносен в точности
случайного отбора,
Несясь на легком стальном
ветерке.
Появись, бунтарь, ясновидец,
Появись, художник, узник, горнист
И засияй!
Выбор песен был не случаен. Главной целью встречи было пробудить "ото сна" работников культуры района и показать им, какими возможностями они обладают. В продолжение Евгения Михайлова зачитала пост авторства Дэвида Экерта, на который она случайно наткнулась в Сети и который был невероятно созвучен с ее собственными мыслями и ощущениями:
"Музыканты, художники и актёры - одни из самых сильных и смелых людей на земле. Ежедневно они не позволяют себе того, ради чего остальные живут всю свою жизнь.
Они постоянно сталкиваются с финансовыми проблемами, с собственным страхом отсутствия работы в скором будущем, с неуважением тех, кто не считает их работу чем-то серьёзным.
Каждый день заставляет их разувериться в себе и убеждает в том, что они посвятили всю свою жизнь несбыточной мечте. Каждой нотой, каждой картиной или выступлением они выставляют себя эмоционально и физически, рискуя критикой в свой адрес и надменными суждениями.
Годы проходят, и многие из них смотрят на то, как сверстники достигают целей нормальной жизни - семьи, дома, автомобиля, детишек, сбережений... Почему?
Потому что люди искусства готовы отдать всю свою жизнь одному лишь моменту, именно этой мелодии или фразе, именно этому взмаху кисти, именно этому выступлению, которое затронет душу публики.
Потому что они попробовали сок жизни в тот удивительный момент, когда раскрыли свой творческий дух и тронули чье-то сердце. В тот момент они были ближе к магии, Богу и совершенству, чем кто-либо другой. И в своих сердцах они знают, что это мгновенье, это посвящение стоит тысячи жизней".
Далее директор ДтД попыталась вывести на диалог своих коллег, задавая вопросы о том, в чем последние видят свое предназначение, миссию, задачи и цели. Для чего вообще люди работают и чего хотят. Раскачать ошарашенных зрителей было сложно. Говорили о том, что культурные работники - это хранители истин и ценностей, трансляторы определенной информации, это сердце, душа. Но вытягивать все эти мысли из присутствующих было нелегко.
Тогда Евгения Михайлова попросила встать представителей Кебезени и спеть куплет и припев своего гимна, который, надо сказать, очень трогательный. Они спели, все зааплодировали. Тогда Евгения Михайлова задала вопрос: "Что произошло? Душа запела! А вы почувствовали это как зрители".
Когда речь зашла о целях и задачах, из зала начали раздаваться возгласы о том, что финансы всему препятствие. На что директор ДтД парировала, рассказав, какое огромное количество возможностей сейчас есть у каждого, кто имеет в голове хоть какую-то идею. Это и Президентские гранты, и гранты Фонда культуры РФ и многое другое. Тут-то семинар перешел к теме дополнительных средств. Евгения Геннадьевна рассказала о разных опытах людей культуры из отдаленных уголков страны. Где-то сделали из гаража культурно-досуговый центр, а где-то были выиграны миллионы на передвижной этнокультурный центр.
На эти средства были отшиты национальные костюмы, закуплена литература. А это и возможность быт старинный показать, и пополнение материально-технической базы и библиотечного фонда.
Работники культуры Турочакского района выразили опасения, что если сделать такое у нас, то все обязательно приберет к рукам администрация. Тогда Евгения Михайлова объяснила, что грантовые деньги и проекты, которые на выигранные средства реализуются, никогда не могут быть отданы муниципалитету по закону. Присутствующие узнали о сайтах, на которых они могут найти всю необходимую информацию, о том, как правильно можно использовать имеющиеся возможности.
Затем речь зашла об имиджевом ролике, который планируется снять. Поговорили о концепции, идее. Главное - рассказать о том, кто такой работник культуры Турочакского района, зачем он существует и что может зритель получить от наших домов творчества.
Поговорили и о современных способах привлечения публики. Евгения Геннадьевна призывала всех своих коллег, вне зависимости от возраста, шагать в ногу со временем и продвигать свои соцсети. Объясняла, что работники культуры - имидж, лицо района, что очень важен и внешний вид, и речь и личные странички в том же Instagram.
- А почему бы для привлечения зрителей не делать тизеры? То есть интригующие видео с репетиций спектаклей и каких-то мероприятий, и не запускать их в соцсети? - спрашивала Евгения Геннадьевна.
Безусловно, вопросы были неожиданные и даже шокирующе, учитывая, что ранее продвигать себя как работника культуры даже на своих собственных страничках в соцсетях запрещалось. Для более четкого понимания того, что пытался донести директор, она предложила создать официальный документ стратегии развития Дома творчества и досуга, где будут прописаны цели, задачи и миссия, которых нужно будет придерживаться. Для городов - это не ново. Ни одна уважающая себя крупная компания не живет без миссии и целей, но для культурных организаций, и уж тем более на селе, это буквально открытие.
Участники семинара-тренинга узнали, что миссия как лицо учреждения культуры, на основании которого выстраивается вся деятельность:
- обосновывает назначение организации;
- оправдывает ее существование;
- объясняет окружающим ее сверхзадачу.

Рассказать о достоинствах товара можно лишь понимая его назначение, отдавая себе отчет в том, какую потребность он удовлетворяет, что в нем уникального, отличного от других аналогичных товаров. Однако это утверждение очевидно, если речь идет о продуктах из сферы материального потребления. В отношении же услуг организаций культуры и искусства возникает ощущение, что объяснять никому ничего не надо, поскольку принято считать, что и у музеев, и у библиотек, и у театров, и у центров досуга и т. д. одно предназначение - "культурно развивать население".

Так укореняется представление об их "похожести" друг на друга, об одинаковом предназначении таких организаций, наконец, об их возможной взаимозаменяемости. Однако это абсолютно не так: у них разные задачи, разные целевые аудитории, они осуществляют разные проекты. Поэтому совершенно необходимо, следуя принципу "объяснив себя самому себе, будешь понятен другим", научиться формулировать свою уникальную миссию, цели, задачи организации. Помочь в этом может фиксация ответов на определенные вопросы. Далее речь шла о целевых аудиториях, уникальном торговом предложении и так далее.

Под финал Евгения Михайлова дала задание всем работникам культуры турочакского района, присутствующим на семинаре-тренинге, прислать ей на почту свои идеи по поводу миссии, целей и задач наших домов творчества. Еще одним домашним заданием стало написание так называемой лифтовой речи о себе. Лифтовой она называется потому, что каждый в голове должен иметь грамотную самопрезентацию, которая должна длиться не дольше, чем вы проезжаете в лифте с первого этажа на последний.

Безусловно, такой семинар-тренинг встряхнул наш культурный мир, и, будем надеяться, эта встряска в скором времени принесет плоды.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)